×

Проект Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Томской области на 2022 год

По этому законопроекту обсуждение завершено

ПРОЕКТ

 

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Департамента лицензирования и регионального государственного контроля

Томской области

от                      №   

 

 

Программа

профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

 на территории  Томской области на 2022 год

 

1.  Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего

 развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

 

1. Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории  Томской области (далее - региональный государственный контроль (надзор) осуществляет Департамент лицензирования и регионального государственного контроля Томской области (далее – Департамент) в соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 28.09.2021 № 404а.

2.Предметом регионального государственного контроля (надзора)
в соответствии с пунктом 2 статьи 231 Федерального закона от 22 ноября 1995 года              № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) являются:

1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);

2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;

3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции (далее соответственно – контролируемые лица, обязательные требования).

По данным ведомственной статистики Департамента на 01.07.2021 года численность контролируемых лиц на территории Томской области составляла:

 более 4 500 контролируемых лиц, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции;

контролируемые лица, нелегально осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, – точное количество не определено.

3. Объектами регионального государственного контроля (надзора) (далее – объект контроля) являются:

1) розничная продажа алкогольной продукции;

2) розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

3) розничная продажа спиртосодержащей продукции.

4. В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора)  Департамент в соответствии со статьей  23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) уполномочен на ведение административного производства в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (составление протоколов об административном правонарушении, проведение административных расследований, рассмотрение протоколов и привлечение к административной ответственности виновных лиц).

5. До 11.10.2021 года - даты вступления в силу Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной
и спиртосодержащей продукции
на территории Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 28.09.2021 № 404а, при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Департамент руководствовался положениями Федерального закона  № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

Анализ результатов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в 2020 году показывает, что наиболее массовыми нарушениями обязательных требований являются:

1) оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов;

2) продажа алкогольной продукции несовершеннолетним;

3) нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

4) нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5) оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

6. В 2020 году в условиях действия постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» должностными лицами Департамента значительное внимание было уделено такому инструменту профилактики правонарушений как вынесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Основанием для направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований являлось наличие у Департамента сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований. Указанные сведения были получены в ходе мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами, в ходе рассмотрения поступивших обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, и средств массовой информации.

На  31 декабря 2020 года  должностными лицами Департамента проведено 83 мероприятия по наблюдению за соблюдением особых требований, установленных Федеральным законом № 171-ФЗ к розничной продаже алкогольной продукции, посредством анализа информации, размещенной в ЕГАИС и непосредственно на объектах торговли и объектах общественного питания.

По результатам проведенных мероприятий организациям выдано 15 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Организациям было предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. На выданные предостережения организациями в адрес Департамента были даны ответы о принятых мерах по обеспечению соблюдения требований законодательства.

На  31 декабря  2020 года должностными лицами Департамента было проведено 2 внеплановых проверки,  1 контрольная закупка, составлено  366 протоколов об административном правонарушении.

В 2020 – 2021г.г. мероприятия Ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Департаментом были выполнены в полном объеме.

В целях предупреждения нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере Департаментом  проведены  следующие мероприятия по профилактике нарушений законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции:

1. Поддерживается в актуальном состоянии размещенный на официальном сайте Департамента в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт Департамента) перечень  актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Департаментом при проведении мероприятий по контролю. Также размещены тексты соответствующих нормативных правовых актов. 

2. Осуществляется регулярное информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе: разработаны, опубликованы, поддерживаются в актуальном состоянии руководства по соблюдению обязательных требований на сайте Департамента; на постоянной основе проводятся информационно-консультативные совещания «День Департамента» в  муниципальных образованиях Томской области; проводится разъяснительная работа в средствах массовой информации.

3. В 2020 году проведены два публичных обсуждения правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) с анализом наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований. В ходе обсуждения даны  рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься контролируемыми лицами в целях недопущения таких нарушений.

4. По итогам 2020 года подготовлен  и размещен на сайте Департамента обзор правоприменительной практики, включая  анализ наиболее часто совершаемых нарушений обязательных требований,  рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься контролируемыми лицами в целях недопущения таких нарушений.

5. На сайте Департамента в текущем рабочем режиме размещаются комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, разъяснений по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

6. Ежедневно, в текущем рабочем режиме,  должностными лицами Департамента  проводятся индивидуальные консультации для контролируемых лиц (при личном посещении органа, посредством обращения  на адрес электронной почты,  по телефону, через сайт Департамента). В 2020 году контролируемым лицам при личном посещении органа предоставлено 780 консультаций, в первом полугодии 2021 года 747 консультаций.

7. Для профилактики нарушений на рынке розничной продажи алкогольной продукции на территории Томской области Департаментом впервые в Российской Федерации создана Интерактивная карта правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Томской области antialko70.ru.7

 

2. Цели и задачи реализации программы профилактики

 

8. Основными целями реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)  (далее – Программа профилактики) являются:

1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

 

9. Задачами реализации Программы профилактики являются: 

1) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований контролируемыми лицами, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

2) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению контролируемыми лицами обязательных требований;

3) повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и необходимых мерах по их исполнению;

4) формирование единого понимания обязательных требований у всех контролируемых лиц;

5)  снижение издержек контрольной (надзорной) деятельности и административной нагрузки на контролируемые лица.

 

3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения

 

10. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Департаментом проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

            11. Сроки (периодичность) проведения профилактических мероприятий приведены в Плане – графике реализации профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в  области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Томской области на 2022 год согласно приложению к настоящей Программе профилактики.

5. Показатели результативности и эффективности программы профилактики

 

12. Целевыми показателями  результативности и эффективности Программы профилактики являются:

 

п/п

Показатель

Период, год

2021

2022

 

1.

 

 

 

Доля  контролируемых лиц,  в  отношении  которых  были  проведены профилактические  мероприятия, %*

 

базовый уровень (100%)

105 %

 

2.

Количество проведенных профилактических мероприятий,  %**

 

базовый уровень (100%)

105 %

 

*Показатель рассчитывается как отношение числа контролируемых лиц,  в  отношении  которых  были  проведены профилактические  мероприятия,  к  общему  количеству  контролируемых лиц.

**Показатель рассчитывается как отношение количества проведенных профилактических мероприятий в отчетном году к количеству проведенных профилактических мероприятий в предыдущем году.

 

 

 

Приложение

к Программе

профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной
и спиртосодержащей продукции
на территории Томской области

 на 2022 год

 

План – график реализации профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в  области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Томской области

 на 2022 год

 

п/п

Наименование мероприятия

 

Сведения  о мероприятии

Ответственный исполнитель

Срок реализации

1.

Информирование

Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Департаментом лицензирования и регионального государственного контроля Томской области (далее – Департамент) в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ).

Информирование контролируемых лиц осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента в информационно-коммуникационной сети  «Интернет»  (далее – сайт Департамента) и поддержания в актуальном состоянии следующих сведений:

1) текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной
и спиртосодержащей продукции
(далее – региональный государственный контроль (надзор);

2) руководства по соблюдению обязательных требований;

3) Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);

4) сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

5) докладов, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики;

6) докладов о региональном государственном контроле (надзоре);

 7)  комментариев и разъяснений по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства;

8) иных сведений, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области

 

Председатель комитета регионального государственного контроля Департамента

В течение 5 дней с даты принятия нормативного правового акта, регулирующего осуществление регионального государственного контроля (надзора).

 

В течение 10 дней с даты подготовки или актуализации сведений, подлежащих размещению

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Обобщение правоприменительной практики

Ежегодно Департаментом проводится обобщение правоприменительной практики, по итогам которого в порядке, установленном статьей 47 Федерального закона № 248-ФЗ, утверждается доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по региональному государственному контролю (надзору) (далее – доклад о правоприменительной практике).

Доклад о правоприменительной практике утверждается начальником Департамента и размещается на сайте Департамента

 

Председатель комитета регионального государственного контроля Департамента

До 15 марта года, следующего за отчетным годом

3.

Объявление предостережения

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее – предостережение) объявляется и направляется Департаментом контролируемому лицу в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 49 Федерального закона № 248-ФЗ при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Департамент  объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Контролируемое лицо в течение десяти рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Департамент возражение в отношении предостережения (далее – возражение).

Возражение может быть подано контролируемым лицом в Департамент при личном обращении или посредством почтового отправления, в электронной форме на электронную почту Департамента.

Департамент рассматривает возражение в течение десяти рабочих дней со дня его получения и не позднее пяти рабочих дней со дня рассмотрения информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения предостережения

 

Председатель комитета регионального государственного контроля Департамента

В течение года, при наличии сведений, указанных в части 1

статьи 49 Федерального закона         № 248-ФЗ

4.

Консультирование

Консультирование осуществляется  в соответствии со статьей 50 Федерального закона № 248-ФЗ.

Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Время консультирования одного контролируемого лица (его представителя) по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме не может превышать 15 минут.

Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

1) о предмете регионального государственного контроля (надзора);

2) об обязательных требованиях, предъявляемых к деятельности контролируемого лица при розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3) о видах профилактических мероприятий, проводимых Департаментом

при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), порядке их проведения;

4) о видах контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых Департаментом при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), порядке их проведения;

5) о контрольных (надзорных) действиях, осуществляемых инспектором при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

6) о порядке обжалования решений Департамента, действий (бездействия) должностных лиц Департамента.

По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев консультирования на основании обращений контролируемых лиц

и их представителей, поступивших в соответствии с Федеральным законом

от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц

и их представителей при наличии двух и более обращений по одним

и тем же вопросам от разных контролируемых лиц и их представителей осуществляется Департаментом посредством размещения на сайте Департамента письменного разъяснения, подписанного начальником Департамента, без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа

 

Председатель комитета регионального государственного контроля Департамента

В течение  года, при поступлении обращений от контролируемых лиц

5.

Профилактический визит

Профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52 Федерального закона

№ 248-ФЗ в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

В ходе профилактического визита инспектор информирует контролируемое лицо об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности. В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном  статьей 50 Федерального закона № 248-ФЗ.

Совершение действий по проведению профилактических визитов является обязательным в отношении контролируемых лиц, приступающих

к осуществлению деятельности в области розничной продажи алкогольной

и спиртосодержащей продукции, не позднее чем в течение одного года с даты начала такой деятельности.

Инспектор уведомляет контролируемое лицо о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.

Уведомление о проведении обязательного профилактического визита составляется в письменной форме и содержит следующие сведения:

1) дата, время и место составления уведомления;

2) наименование контрольного (надзорного) органа;

3) полное наименование контролируемого лица;

4) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) инспектора;

5) дата, время и место проведения обязательного профилактического визита;

6) подпись начальника Департамента.

Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 248-ФЗ.

Срок проведения профилактического визита, обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день

 

Председатель комитета регионального государственного контроля Департамента

В течение года

Предложения принимаются по адресу электронной почты: snv@palata.tomsk.ru;olga@palata.tomsk.ru 

    Комментариев нет.